Обязаны ли украинцы, работающие в Польше, платить налог в Украине?

Актуальная вакансия
Узнайте о других вакансиях
Работа в Польше
Актуальная вакансия
Свяжитесь с нами

Работа в ПольшеРабота в Польше

Миллионы граждан Украины работают за рубежом. По данным ZUS более чем 308 000 украинцев в 2017 платили взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в Польше, а, следовательно, были трудоустроены легально. Имеют ли эти люди обязанность платить налоги в Украине? Существует ли между польской и украинской стороной обмен информацией о том, кто сколько зарабатывает? Достаточно ли декларации, поданной в польскую налоговою, чтобы не иметь проблем у себя на Родине?
Обязанность физического лица платить налоги в Украине зависит от статуса ее резидентности (п.п. 14.1.213 ст.14, ст.15 Налогового Кодекса Украины), который, по мнению фискалов, в первую очередь, определяется наличием украинского паспорта.

Хотя двойное гражданство запрещено украинским законодательством, многие соотечественники имеют два и более паспортов. Поэтому наш человек, которая работает за границей, может быть признана резидентом, так и нерезидентом Украины для налоговых целей. Работа в Польше

Определение резидентности

Общее правило: лицо считается налоговым резидентом Украины, если это его место жительства. Если человек живет и в нашей стране, и в другом государстве, то применяются дополнительные критерии определения налоговой резидентности. Они определены в Налоговом кодексе и соглашениях Украины об избежании двойного налогообложения.

Место проживания в Украине определяется пропиской или регистрацией в паспорте лица. В случае жизни на две страны резидентной определяется та, где у человека более тесные личные и / или экономические связи — так называемый “центр жизненных интересов”. Достаточным условием для определения центра жизненных интересов могут быть место проживания членов семьи или место регистрации предпринимателя (самозанятого лица), документы на владение жилой недвижимостью или договор ее аренды, трудовые или гражданско-правовые договоры с иностранцами или иностранными компаниями, договор с детским садом или школой, которую посещал ребенок.

Если постоянного места жительства нет и центр жизненных интересов определить невозможно, применяется третий критерий — проживание в Украине 183 дня и более (включая день приезда и отъезда) в течение календарного налогового года (с 01 января по 31 декабря).

Итак, чтобы не быть резидентом, лицо должно доказать, что его место постоянного проживания или центр жизненных интересов за рубежом, или он проживал за границей более 183 дней в 2017 году. Доказать факт пребывания за границей в течение 183 дней и более в год можно справкой из Госпогранслужбы. Также, во избежание споров, нужно зарегистрировать прекращение деятельности ФОП в Украине, если есть такая регистрация.

Несмотря на изложенные правила, налоговые органы Украины все же склонны считать всех владельцев украинского паспорта налоговыми резидентами нашей страны по гражданству. Поэтому требуют уплаты налогов, если выявляют факты получения иностранных доходов. Доведение статуса нерезидентности возлагается на  налогоплательщика. Если человек сможет доказать, что для целей налогообложения он является нерезидентом, то он освобождается и от подачи декларации, и от уплаты в Украине налогов на иностранные доходы.

Если человек будет признан налоговым резидентом Украины, он обязана платить в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) из всех полученных доходов по ставке 18% и военный сбор 1,5% от дохода плательщика. Позитивом является то, что единый социальный взнос (ЕСВ — 22%) с иностранных доходов не уплачивается.
По общему правилу сумма иностранного дохода (независимо от размера) включается в общий годовой налогооблагаемый доход физического лица. При этом надо подавать ежегодную налоговую декларацию (лично, через доверенное лицо, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения, в электронной форме с зарегистрированной электронной подписью).

Декларация о доходах и имущественном состоянии подается гражданами Украины ежегодно в налоговые инспекции по месту регистрации проживания, указанного в паспорте лица. То есть, если Вы проживаете и работаете в Киеве, а зарегистрированы в Лычаковском районе Львова, то декларацию следует подать в Лычаковской ГНИ в. Львове. Весь перечень имеющихся налоговых инспекций можно посмотреть в справочнике на сайте ДФС Украины. В случае если Вы не имеете действующей регистрации (прописки), декларация подается по последней имеющейся регистрацией в паспорте.

Декларация подается до 1 мая года, следующего за отчетным. То есть, задекларировать доходы за отчетный 2017 следует до 30 апреля 2018 включительно. Если это декларация, которая предусматривает возврат налога в виде налоговой скидки (статья НКУ), то она может быть подана до 31 декабря 2018 года.
Для официально трудоустроенных есть еще возможность учесть сумму уплаченного налога с доходов в другой стране для уменьшения налоговых обязательств по НДФЛ. В результате такого зачета лицо может быть фактически освобождена от уплаты НДФЛ, если сумма иностранного налога будет превышать сумму украинского налога. Это вполне возможно, например, в Польше ставка налога на доходы физлиц 19%, поэтому уплаченные там суммы перекроют 18% отечественного НДФЛ. В то же время вопрос зачета иностранного налога относительно уплаты обязательств по военному сбору на данный момент не решен. Налоговые органы считают, что такая возможность отсутствует, хотя существуют юридические аргументы против такого мнения.

Такой взаимозачет по НДФЛ возможен, если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения (перечень официально публикуется). Для этого понадобится также запастись справкой от иностранных налоговых органов о сумме уплаченного налога, базу и объект налогообложения. Справка подлежит легализации через апостиль или через консульское учреждение Украины за рубежом (зависит от страны), если иное не предусмотрено международными договорами. Некоторые международные договоры о правовой помощи предусматривают, что документы, выданные властями иностранного государства, не нуждаются в дополнительной легализации.

Если резидент не успевает получить справку до конца срока подачи декларации в Украине — до 1 мая, он может подать в налоговый орган по месту регистрации заявление о переносе предельного срока представления декларации на 31 декабря.Если же плательщик сможет доказать, что для целей налогообложения — нерезидент, то он освобождается от уплаты в Украине налогов на иностранные доходы, а платит НДФЛ и военный сбор только с доходов источником из Украины.

Что произойдет, если не платить

В большинстве случаев украинцы, устраиваясь на работу за границей, обоснованно надеются, что налоговая служба не узнает об их иностранных доходах. Фискалы же предупреждают, что могут получить информацию о наличии доходов от украинских банков. Теоретически это возможно, например, если иностранный работодатель перечисляет вознаграждение на счет в украинском банке, или если официально безработный положит значительную сумму средств (более 150 тыс грн) на банковский счет. Хотя ст. 62 Закона «О банках и банковской деятельности» защищает украинцев пока и здесь.

Между Украиной и многими странами формально существует выборочный обмен налоговой информацией по отдельным запросам. Поскольку Украина присоединилась к так называемому плану BEPS, то в долгосрочной перспективе возможно и введение стандарта CRS (автоматический обмен налоговой информацией) между странами. Тогда налоговая служба сможет получить информацию обо всех иностранных счетах, принадлежащих украинцам в ​​иностранных банках. Но произойдет это не раньше 2019-2020 годов из-за определенных объективных причин. Это будет информация только о банковских счетах, а не данные от работодателей.

Наибольшим риском для украинцев является передача фискальными службами Польши, Венгрии, Словакии информации о суммах приобретенных нашими гражданами товаров и полученного Tax free при пересечении таможенной границы с ЕС. Однако это станет реальностью только в рамках стандарта CRS не раньше 2019-2020 гг.

Какая ответственность предусмотрена за факт непредоставления или несвоевременное предоставление налоговой декларации физическим лицом о доходах и имущественном состоянии?

Штраф за неподачу декларации составляет 170 грн за первый случай и уже 510 грн — за следующий. Кроме того, применяется административная ответственность от 51 до 136 гривен (ст. 164-1 КУоАП). В случае выявления налоговиками недоплаты налога при проведении документальной проверки, физическое лицо обязано будет уплатить кроме суммы налога еще и штраф в размере 25% суммы недоплаченных налогов (согласно п. 123.1 ст.123 НКУ).

Обычно речь идет о двух видах нарушений: либо человек не подала налоговую декларацию и не оплатила налог вообще, или подала декларацию и уплатил налог, но, по мнению фискальных органов, меньше, чем нужно.

В первом случае человеку нужно доказать, что она или она не были налоговым резидентом Украины и не должны были подавать такую ​​декларацию. Во втором — что они правильно рассчитала сумму налогов и это соответствует соглашению об избежании двойного налогообложения.

Доначислений по иностранным доходами в Украине мало. До суда доходят единичные случаи. В 2017 году апелляционный суд рассмотрел только два дела в Киеве и Львове, и оба спора были решены в пользу налогоплательщиков. Пример: решение Киевского апелляционного административного суда по делу № 826/48/17.

Также находит логическое продолжение эпопея с налоговой проверкой доходов и расходов министра финансов Александра Данилюка за периоды, когда он получал иностранные доходы. Что уж говорить о простых смертных, если даже куратор налоговиков не застрахован от претензий ДФС по уплате налогов с доходов, полученных за рубежом.